Разработка механизма смешанных и совмещенных реорганизаций включена в План восстановления экономики РФ
Универсальная возможность осуществления смешанных и совмещенных реорганизаций появилась в Гражданском кодексе РФ при проведении «корпоративной» реформы 2014 г.
Совмещенная реорганизация (абз. 2 п. 1 ст. 57 ГК) – это реорганизация с сочетанием различных ее форм (н-р, выделение с одновременным присоединением).
Смешанная реорганизация (абз. 3 п. 1 ст. 57 ГК) – это реорганизация юридических лиц, созданных в разных организационно-правовых формах (н-р, присоединение ООО к АО).
До 2014 г. смешанные реорганизации были невозможны, а совмещенные реорганизации были доступны только для АО и только в форме «разделения или выделения, осуществляемого одновременно со слиянием или с присоединением» (ст. 19.1 ФЗ «Об акционерных обществах»).
После 01.09.2014 г. налоговая начала регистрировать смешанные и совмещенные реорганизации с участием ООО, применяя нормы законодательства об АО «по аналогии».
Однако порядок проведения таких реорганизаций до сих пор детально не урегулирован. В процедуре остается немало «белых пятен», что создает для участников реорганизаций различного рода риски.
Задача по созданию нормативного механизма смешанных и совмещенных реорганизаций хозяйственных обществ включена в Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения, представленный Правительством РФ в начале июня 2020 г. (раздел 5.4 «Регулирование корпоративных отношений»).
Разработать поправки должно Минэкономразвития. Принятие соответствующего федерального закона намечено на декабрь 2020 г. — июнь 2021 г.