
Консультативные советы при компаниях: принципы организации и деятельности
Консультативные советы / экспертные советы (advisory board) постепенно становятся обычной практикой в больших компаниях и группах компаний.
Консультативный или экспертный совет – это коллегиальный совещательный орган, в который входят, как правило, владельцы, менеджмент и (или) приглашенные эксперты.
Такие советы представляют собой более гибкую и функциональную альтернативу привычным органам управления (общему собранию участников/акционеров, совету директоров, правлению), деятельность которых сильно зарегулирована законом, уставом и внутренними документами компании, а решения влекут юридические последствия и предполагают ответственность принимающих их лиц.
Консультативные органы находятся за периметром официальной корпоративной структуры компании.
Они не занимаются прямым управлением бизнесом, а оказывают ему экспертную поддержку. Их цель – обеспечить быструю выработку лучших рекомендаций для бизнеса на основе уникальной экспертизы и опыта входящих в такие советы лиц (если это советы из приглашенных экспертов) или на основе мнений всех топ-менеджеров (если это внутренние консультативные советы).
Эти рекомендации позволяют бизнесу оперативно реагировать на изменения бизнес-среды, экономической ситуации и деловой практики, быстрее адаптироваться к ним, строить лучшие гипотезы и прогнозы, выбирать перспективную и при этом реалистичную стратегию развития.
Сложившиеся в российской практике черты консультативного органа:
— не является органом управления, юридически не интегрирован в корпоративную структуру компании / холдинга;
— решения носят рекомендательный характер, но ориентированы на насущные потребности корпорации, имеют практическую ценность и используются собственником, органами компании, менеджментом для принятия управленческих и бизнес-решений;
— факт создания и деятельность чаще не раскрываются публично,
— обычно члены работают pro bono, на общественных началах, но при этом могут финансироваться конкретные задачи/проекты, привлечение отдельных экспертов, иногда члены консультативного органа получают опционы на долю в бизнесе.
Ориентировочная компетенция консультативного органа:
— выработка стратегии компании;
— расширение бизнеса в новых регионах / сферах деятельности, поглощение конкурентов, сделки M&A;
— реструктуризация группы, создание новых подразделений в группе и (или) в компаниях;
— выбор ключевых проектов для реализации;
— определение объектов и (или) объемов приоритетных инвестиций;
— любые иные вопросы, имеющие приоритетное значение для бизнеса в данный момент (цифровизация, санкционные риски и др.).
Пример консультативного органа: Консультативный совет Яндекса по развитию экосистемы
В 2024 г. мы разработали Положение о совещательных органах для холдинга, занимающегося производством и дистрибуцией рыбной продукции и морепродуктов.
Совещательные органы были созданы на период реструктуризации холдинга и его активного расширения до федерального уровня за счет поглощения более мелких конкурирующих бизнесов.
Структура совещательных органов холдинга:
— Наблюдательный совет группы компаний (3 члена: акционеры и управляющий директор)
— Совет группы компаний (не менее 9 членов: руководители направлений бизнеса, руководители дочерних компаний группы)
Совещательные органы были созданы в целях оперативного обмена информацией, а также повышения эффективности принятия и исполнения решений по вопросам, связанным с:
• реструктуризацией группы,
• построением оптимальной корпоративной и управленческой структуры группы,
• настраиванием и отладкой бизнес-процессов в группе и в компаниях,
• использованием ресурсов группы и выбором лучших проектов для реализации.
В Положении о совещательных органах была регламентирована компетенция Наблюдательного совета и Совета группы, порядок их формирования, организация работы, порядок принятия ими решений.
- — по разработке Положений о Консультативных и Экспертных советах: описание, стоимость
- — по структурированию бизнеса: описание, стоимость