Оптимизация требований к уставам АО
Компании освобождены от обязательного копипаста норм закона в уставы
Федеральными законами № 20 и № 25-ФЗ от 25.02.2022 г. внесены изменения в Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об акционерных обществах».
1. Как указано в Пояснительной записке к Законопроекту № 1087244-7, ставшему Федеральным законом № 20 от 25.02.2022 г., анализ правоприменительной практики выявил, что зачастую уставы АО дублируют положения закона.
Принятые поправки нацелены на оптимизацию содержания уставов АО и для этого отменяют избыточные законодательные требования к уставам АО.
Компании освобождены от обязательного «копипаста» в устав императивных норм закона и могут включать в них только отличающиеся от «дефолтных» правил моменты.
Если компания придерживается дефолтного регулирования, можно не переписывать нормы из закона в устав — правоотношения будут регулироваться напрямую законом.
2. Кроме того, изменения расширяют возможности АО по принятию по некоторым вопросам более жестких правил, по сравнению с установленными законом.
В частности, это возможно по следующим корпоративным вопросам:
— сроки проведения общего собрания акционеров (дефолтное правило для ГОСА: с марта по июнь; Уставом можно выбрать меньший срок в пределах дефолтного),
— размер резервного фонда (дефолтное правило: не менее 5 % от уставного капитала; Уставом можно установить больший размер),
— количественный состав совета директоров (дефолтное правило для ПАО: 5 членов, для непубличного АО – 3 члена, и при этом для АО с числом владельцев голосующих акций более 1 000 – 7 членов, более 10 000 – 9 членов; уставом или ОСА можно установить больший количественный состав).
— кворум для заседаний совета директоров и коллегиального исполнительного органа (дефолтное правило: кворум на заседании — присутствие не менее половины членов данного органа; Уставом можно установить больший кворум).
3. В уставах АО теперь можно не указывать права владельцев обыкновенных акций, поскольку они однозначно определены законом и одинаковы для всех АО. Обязанность указывать права владельцев привилегированных акций осталась, т.к. для них закон предусматривает множество диспозитивных опций, набор которых общество формирует индивидуально для каждого выпуска своих привилегированных акций.
4. Кроме того, поправки в ГК РФ отменяют правило, согласно которому только учредители (участники) юридического лица вправе утверждать документы, регулирующие корпоративные отношения: внутренние регламенты, правила, положения.
Как следует из Пояснительной записки к Законопроекту № 1087244-7, в целях оптимизации процесса принятия внутренних документов и минимизации временных издержек вопрос умышленно изъят из исключительной компетенции высшего органа общества.
Теперь внутренние корпоративные документы смогут утверждать и иные органы управления.
Вероятно, на практике это нововведение будет применяться с осторожностью, поскольку создает риски нарушения прав миноритарных акционеров.
5. Норма ГК РФ о том, что порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом дополнена оговоркой «если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом».
Как следует из Пояснительной записки к Законопроекту № 1087244-7, это, видимо, сделано для того, чтобы «активировать» действие пока «спящей нормы» п. 4 ст. 66.3 ГК: порядок образования и компетенция органов непубличного хозяйственного общества могут быть предусмотрены корпоративным договором, сторонами которого являются все участники этого общества.
Смысл нововведения пока туманен и, вероятно, будет прояснен правоприменительной практикой.
Закрепление порядка образования и компетенции органов только в корпоративном договоре без включения этих положений в Устав пока представляется неудобным для практического применения, поскольку может затронуть интересы и нарушить права третьих лиц, взаимодействующих с обществом (например, сведения об объеме полномочий органов компании могут являться юридически значимыми для третьих лиц при одобрении сделок).